1751953a

Тодоров Цветан - Введение В Фантастическую Литературу



Цветан Тодоров
ВВЕДЕНИЕ В ФАНТАСТИЧЕСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ
Цветан Тодоров родился в Болгарии в 1933 г. проживает во Франции,
сотрудник Национального центра научных исследований. Широко известен
своими трудами по теории литературы и семиотики, по истории философской
мысли и культуры. Наиболее значительные его труды: "Литература и значение"
(1967), "Теории символа" (1977), "Жанры дискурса" (1978), "Символизм и
интерпритация" (1978), "Завоевание Америки" (1982), "Мы и другие" (1989).
Наряду с Ю. Кристовой Цв. Тодорову принадлежит заслуга знакомства
французского читателя с творчеством русских формалистов и М. Бахтина:
"Теория литературы. Тексты русских формалистов" (1985), "Михаил Бахтин:
диалогический принцип" (1981).
Книга "Введение в фантастическую литературу" (1973) относится к числу
ранних произведений Цв. Тодорова; в ней еще чувствуется влияние идей
структурализма, от которых он позже отошел. Однако эта увлекательно
написанная книга целиком сохраняет свою методологическую значимость,
помогая даже неискушенному в литературоведческой терминологии читателю
понять, как "делается" художественное произведение.
перевод с французского Б. Нарумова
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Литературные жанры
2. Определение фантастического
3. Необычное и чудесное
4. Поэзия и аллегория
5. Фантастический дискурс
6. Введение в тематику произведений фантастического жанра
7. Темы Я
8. Темы Ты
9. Темы фантастического жанра: заключение
10. Литература и фантастическое
Библиография цитируемых и упоминаемых произведений
1. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ
Изучение фантастической литературы предполагает знание того, что такое
"литературный жанр". - Общий взгляд на жанры. - Пример современной теории
жанров: теория Нортропа Фрая. - Его же теория литературы и предложенные им
классификации жанров. - Критика теории Фрая. - Фрай и принципы
структурализма. - Подведение положительных итогов. - Заключение с ноткой
меланхолии.
Выражение "фантастическая литература" обозначает определенную
разновидность литературы, или, как обычно говорят, литературный жанр.
Изучение литературных произведений с точки зрения жанра - дело совершенно
особое. Наша задача заключается в том, чтобы обнаружить в некоем множестве
текстов определенное правило их построения, позволяющее нам называть эти
тексты "фантастическими произведениями", специфика же каждого отдельного
текста нас интересовать не будет. Проанализировать роман "Шагреневая кожа"
с точки зрения фантастического жанра есть нечто иное, чем исследовать это
произведение как таковое, в кругу других произведений Бальзака и
современных ему авторов. Стало быть, понятие жанра имеет основополагающее
значение для наших последующих рассуждений. Поэтому анализ следует начать
с истолкования и уточнения именно этого понятия, даже если подобная работа
отдалит нас на первый взгляд от понятия фантастического.
Как только мы начинаем говорить о жанре, тут же возникает ряд вопросов; к
счастью, некоторые из них отпадают сами собой после их эксплицитного
формулирования. Первый вопрос следующий: имеем ли мы право рассуждать о
жанре, не изучив предварительно (или, по крайней мере, прочитав) все
относящиеся к нему произведения? Университетский преподаватель, который
мог бы задать нам этот вопрос, добавил бы, что библиография по
фантастической литературе насчитывает тысячи наименований. В таком случае
у нас немедленно возникает образ неутомимого исследователя, погребенного
под грудой книг, которые он должен прочесть из расчета по три книги в
д



Содержание раздела